Михайловский (Инженерный) замок запроектировал архитектор Баженов. Проект был утвержден в 1796 г. Строительство, с некоторыми изменениями, было осуществлено в 1797-1800 гг. архитектором Бренной, который долгое время ошибочно считался автором проекта.
Замок расположен между рекой Мойкой и Фонтанкой, а с южной стороны его были прорыты каналы. Таким образом, территория замка была изолированна от города. В плане замок представляет квадрат с центральным веутренним восьмигранным двором. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью, на которой в 1800 г. была поставлена конная статуя Петра I работы Растрелли - отца, выполненная им в 1743 г.
В общий первоначальный ансамбль Михайловского замка входили и павильоны, расположенные перед площадью, по сторонам главного въезда во дворец, также построенные Бренной по проекту Баженова. Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним. Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком. Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные.
В этом произведении, хотя и измененным Бренной, который перегрузил здание декоративными деталями, нарушившими его тектоническую ясность, у Баженова наметились приемы, сложившиеся позднее в русской архитектуре начала XIX в. Строго ограниченный заданием построить для Павла I замкнутое сооружение, изолированное от города подъемными мостами и рвами, Баженов преодолел замкнутый характер наружного облика здания и создал тектонически ясную, уравновешенную композицию, ориентированную на площадь с монументом. Зарождение новых приемов проявилось также в контрастном выделении главного фасада, неразрывно связанного с площадью, и постановке по его центру на площади конной статую Петра I. Оно выразилось и в своеобразной свободной трактовке колоннады портика, и в строго определенном размещении и тонкой прорисовке декоративных деталей, противопоставленных протяженным гладям нерасчленненых больших плоскостей стен, контрастно чередующихся с рустованными, и в ряде других, характерных уже для архитектуры начала XIX в черт. .
|
Михайловский замок
павильон
генеральный план
|