Архитектура России

Архитектура

История архитектуры

       

 

Архитектура

Крепости (кремль)
Монастыри
Дворцы
Усадьбы
Соборы
Церкви
Палаты
Дома
Колокольни
Башни
Памятники архитектуры
Архитектура Москвы
Архитектура Питера
Архитекторы
Словарь терминов
Статьи

 

 Архитектура -> Дворцы -> Таврический дворец

 

Таврический дворец в Петербурге

Фасад со стороны парка

      Старов разрабатывал галерею как наиболее роскошное из дворцовых помещений, предназначенное для массовых празднеств и балов, в ряде своих проектов, но наиболее величественной и типичной и» созданных им галерей является колонный зал Таврического дворца. Зимний сад, представлявший собой по существу громадную оранжерею, являлся заключительным звеном стройной архитектурной системы расположенных по главной оси здания парадных помещений, рассчитанных на последовательное восприятие. В его центре Старое поместил восьмиколонную ротонду ионического ордера с монументом Екатерины II работы Шубина. Колонны ротонды служили конструктивной опорой плоского перекрытия зимнего сада. Для этой же цели по сторонам ротонды были поставлены дополнительные столбы, первоначально декорированные в виде пальм с кронами из железных листьев, а также колонны, отделявшие полукруглый выступ зимнего сада. Впечатлению «открытости» зимнего сада способствовало обильное его освещение. В узких простенках стен зимнего сада, между огромными, устроенными почти на всю высоту окнами были написаны деревья; это должно было зрительно уничтожать преграду, отделявшую зимний сад от парка.

      Остальные помещения Таврического дворца (танцевальный и концертный залы, библиотека, гостиные, жилые и служебные помещения и т. д.), не связанные по своему назначению непосредственно друг с другом, не образовывали столь строгого композиционного порядка, как помещения центральной группы.


      Здание имеет строго осевую композицию; в глубине двора расположен главный вход во дворец с шестиколонным римско-дорическим портиком. Этот вход ведет в центральный корпус с парадными залами, которые образовывали своего рода анфиладу, ориентированную по главной оси здания и приводившую в зимний сад дворца, обращенный в сторону парка. Более низкие одноэтажные промежуточные части здания соединяют центральный корпус с выдвинутыми к улице боковыми корпусами, образующими в плане замкнутое карре с внутренними двориками. Со стороны парадного двора боковые корпуса имеют отдельные выходы с четырехколонными портиками тосканского ордера. В сторону, противоположную от улицы, боковые корпуса образуют симметричные выступы меньшей ширины, к которым примыкают одноэтажные крылья дворца. Торцы выступов украшены шестиколоннымн ионическими портиками и служат боковыми ризалитами главного корпуса дворца со стороны парка, Главный портик дворца отмечает вход в центральный, квадратный в плане вестибюль.

     Связь архитектуры здания и Невы, как решающего природного фактора в развитии городского ансамбля, выражена и в композиции Таврического дворца. Это, в частности, подчеркнуто вытянутыми пропорциями подъездного двора и флигелей, как бы лежащих вдоль берега реки, несколько увеличенным шагом колонн, пологим фронтоном главного портика, общим «открытым» характером композиции.


     Идя по пути широкого творческого обобщения наиболее типических черт архитектуры крупного жилого дома и дворцового здания своего времени, сложившихся в строительстве крупных городских и загородных, главным образом московских, дворянских усадеб, Старов создал наиболее величественное и совершенное выражение ставшего характерным в русской архитектуре классического типа дворца-усадьбы, отвечавшего жизненным требованиям времени и послужившего в свою очередь образцом в дальнейшем широком усадебном строительстве конца XVIII и начала XIX в.

     В замечательном архитектурном ансамбле Таврического дворца Старое выразил свое стремление к большим пространственным построениям и к крупным по масштабу ансамблевым задачам, с которыми было связано развитие русской архитектуры, выходившей на путь новых больших градостроительных начинаний. В этом процессе Таврический дворец Старова, занимающий вентральное место в творческом наследии великого мастера, явился блестящим образцом архитектурного мастерства для следующего поколения виднейших представителен русской классической архитектуры.

     Архитектура интерьеров Таврического дворца подверглась значительным изменениям. В годы Царствования Павла, разместившего во дворце конюшни, внутреннее убранство дворца было вывезено, а здание пришло в полную ветхость. В 1803—1804 гг. арх. Руска реставрировал дворец, значительно изменив его внутреннюю отделку. При этом полы в главных залах были подняты примерно на 60 см. а колонны настолько же укорочены, что исказило пропорции примененного Старовым ионического ордера а также и пропорции самих залов. Это было причиной, побудившей Руску изменить и старовские капители (типа Эрехтейона) на меньшие по высоте. Существующая роспись дворца в основном сохранилась с 1803—1804 гг; роспись двух центральных залов заново выполнена в 1819 -Д. Скотти по проекту К. Росси. В начале XX в здание было приспособлено под Государственную думу.

  предидущая страница

Ордер главного фасада
Ордер главного фасада