Таврический дворец (1783-1789 гг.) строился в годы, овеянные славой побед, одержанных русской армией и флотом над Турцией. В торжественных формах архитектуры этого сооружения Старов запечатлел идею величия Русского государова.
Дворец был построен для князя Потемкина на обширном участке близ Невы, по тому времени на окраине города. Старов расположил здание главным фасадом вдоль Невы, раскрыв парадный подъездной двор в сторону тогда еще не застроенной Воскресенской улицы.
Здание имеет строго осевую композицию; в глубине двора расположен главный вход во дворец с шестиколонным римско-дорическим портиком. Этот вход ведет в центральный корпус с парадными залами, которые образовывали своего рода анфиладу, ориентированную по главной оси здания и приводившую в зимний сад дворца, обращенный в сторону парка. Более низкие одноэтажные промежуточные части здания соединяют центральный корпус с выдвинутыми к улице боковыми корпусами, образующими в плане замкнутое карре с внутренними двориками. Со стороны парадного двора боковые корпуса имеют отдельные выходы с четырехколонными портиками тосканского ордера. В сторону, противоположную от улицы, боковые корпуса образуют симметричные выступы меньшей ширины, к которым примыкают одноэтажные крылья дворца. Торцы выступов украшены шестиколоннымн ионическими портиками и служат боковыми ризалитами главного корпуса дворца со стороны парка, Главный портик дворца отмечает вход в центральный, квадратный в плане вестибюль.
Наружная архитектура дворца отличается суровой простотой. Главный корпус здания, подчеркнутый портиком с фронтоном и мощным куполом и противопоставленный более низким флигелям, господствует в ансамбле. Существенную роль в композиционном построении фасадов играет изменение масштаба и ордера входных портиков в соответствии с их назначением: дорического на главном фасаде, имеющем официальный и представительный характер, ионического - на фасаде со стороны парка.
Величавая простота и даже суровость внешнем архитектуры дворца контрастировала с великолепием его парадных залов, создавших Таврическому дворцу мировую славу. Особенно эффектными были следующий за вестибюлем восьмигранный купольный зал, примыкающий к нему своей длинней стороной колонный зал — так называемая Большая галерея — н, наконец, обширный прямоугольный в плане зимний сад с полукруглым выступом.
Купольный зал образует в плане форму квадрата со срезанными углами. Массивные стены угловых гранен зала служат устоями для четырех монументальных арок, на которых возвышается прорезанный окнами невысокий барабан, увенчанный куполом. Арки дополнительно поддерживаются колоннами ионического ордера, а на двух сторонах зала (со стороны вестибюля и Большой галереи) в пролетах арок размещены сквозные четырехколонные портики. Антаблемент ордера продолжен по всему периметру зала, создавая членение, подчеркивающее огромную высоту подкупольного пространства. В полукружиях северной и южной арок над антаблементом были сооружены хоры; в западном и восточном полукружиях устроены полуциркульные окна.
Купольный зал богато декорирован; в угловых чалых гранях зала стоят облицованные фаянсом и расписанные в различные цвета печи. выше, на пару сах сводов, их декоративной обработке отвечают овальные медальены со скульптурой. Внутренний купол ротонды представляети собой подвесной зеркальный свод, расписанный гризалью рядами кессонов, уменьшающихся к центру и дающих замечательный пример создания иллюзорного представления, будто бы над залом возведен сферический купол (гризаль - одноцветная живопись черной, белой, серой или коричневой краской, применяемая преимущественно для росписей, имитирующих скульптуру). Глухие стены в пролетах арок на боковых сторонах зала были покрыты ниже архитрава перспективной живописью.
Наибольший интерес в общем архитектурном замысле Таврического дворца представляет его грандиозная Большая галерея - главный парадный зал дворца. Большая галерея ориентированна поперек главной оси здания и своей протяжонностью создает контраст компактному центрическому объему купольного зала.
Архитектурное убранство Большой галереи по смелости и широте замысла не имело себе равных в мировой архитектуре того времени: величественные колоннады ионического ордера из тридцати шести колонн искусственного белого мрамора, поставленных в два ряда, составляли каждую из длинных сторон зала. Через открытую южную колоннаду колонный зал был связан с зимнем садом и парком, лежащим за ним. Северная стена галереи, обработанная по сторонам купольного зала полуколоннами, была декорированна зелеными тканями. Колоннады замыкались на концах полукружиями стен с высокими арочными окнами и люнетами над ними. Полы в этих полукружиях были несколько приподняты, отделяясь от остальной части галереи балюстрадами. Плоское покрытие колонного зала приподнято небольшими падугами над антаблементом колоннад и украшено по периметру широкой лентой живописного бордюра, написанного Д. Скотти в 1819 г.
читать далее
|
Таврический дворец
Таврический дворец - купольный зал
Таврический дворец - большая галерея
Таврический дворец - План дворца
Ордер бокового портика паркового фасада
|