В Павловске Камероном были выполнены дворец, планировка парка и несколько павильонов. Дворец
в Павловске, построенный в 1782—1786 гг., состоит из трехэтажного главного корпуса под
куполом, близкого в плане к квадрату, и боковых полутораэтажных флигелей, соединенных с ним
низкими галереями-переходами, образующими парадный двор.
Дворец, расположенный на вершине крутого склона возвышенного берега реки Славянки, обращен к
подъездной дороге своим садовым фасадом. Отсюда наиболее ясно читается простой и
выразительный архитектурный объем здания, увенчанного куполом. Зодчий подчеркнул главенство
купола в общем облике здания, обработав его основание в виде сплошного кольца колоннады,
поддерживающей купол.
Спускаясь к мосту через реку Славянку, дорога огибает здание дворца и, минуя
расположенный у дороги павильон Трех граций, подводит к парадному подъездному двору, куда
выходит главный фасад дворца. Повторив общую схему садового фасада с центральным портиком,
Камерон дополнил главный фасад портиком с парной расстановкой колонн, нишами и рядом
декоративных элементов. Подъездной двор обращен к парку и в первую очередь к его прямой,
теряющейся среди зелени аллее, раскрывающей далекую перспективу.
Из внутренних помещений дворца Камерону принадлежит оформление круглого купольного
Итальянского зала, переделанного впоследствии Воронихиным, Греческого зала, а также Белой
столовой и биллиардной комнаты. Искусственный мрамор розово-лилового тона покрывал стены
Итальянского зала — центра главного корпуса. Его кессонированный купол был украшен живописью
и лепкой; зал освещался большим проемом в куполе. Греческий зал украшали коринфские колонны
зеленоватого цвета; потолок был покрыт живописью.
Здание дворца, построенного Камероном, со временем существенно изменялось. Еще при жизни
самого Камерона оно было перестроено и расширено архитектором Бренной, который надстроил
одноэтажные переходы галерей и боковые флигели, а также пристроил корпуса, замыкающие
парадный двор со стороны главного подъезда. После большого пожара 1803 г. здание было
восстановлено под руководством Воронихина, одновременно выполнившего в нем отделку ряда
новых помещений.
В 1941—1944 гг., во время оккупации Павловска фашистскими захватчиками, здание дворца
было сильно повреждено и большая часть внутренней отделки его разрушена; сильно пострадал и
парк с павильонами.
В противоположность регулярному царскосельскому дворцовому саду с правильными дорожками
и площадками, обсаженными липами и кустарниками, с трельяжами и боскетами, Камерон создал
Павловский парк как пейзажный, основанный на красоте естественной природы. Павловский парк
является выдающимся примером пейзажного парка, появившегося в России во второй половине
XVIII в. Зодчий искусно вкомпоновал в природу парка архитектурные сооружения, к которым
подводят извилистые дорожки, заставляющие зрителя видеть сооружения с разных расстояний и в
различных аспектах. Так были поставлены Храм дружбы, Колоннада Аполлона, обелиск, павильон
Трех граций и др.
Храм дружбы и павильон Трех граций — наиболее значительные из парковых павильонов
Камерона. Храм дружбы (1780—1782 гг.), расположенный на берегу реки Славянки, представляет
собой ротонду, окруженную 16 каннелированными колоннами дорического ордера. Фриз и тонко
прорисованные медальоны с гирляндами контрастируют со строгостью колонн и суровой гладью
стен. Тот же контраст строгости архитектурных масс и легкости декоративной обработки
выдержан и в интерьере, равномерно освещенном через отверстие в центре кессонированного
купола. Павильон Трех граций (1800—1801 гг.), расположенный рядом с дворцом, представляет
собой открытое сооружение с двускатным перекрытием, образующим треугольник фронтона,
украшенный скульптурой. В центре сквозной ионической колоннады павильона установлена
скульптурная группа Трех граций.
Наряду с Камероном с 1792 по 1831 гг. над созданием парка, подбором и размещением
зеленых насаждений работал крупнейший декоратор и мастер садово-паркового искусства П.
Гонзаго. В начале XIX в. з постройке павильонов Павловского парка принимали участие А. Н.
Воронихин, Тома де Томон и др.
Павловский дворец и парк свидетельствуют о том, что Камерон плодотворно осваивал
русские национальные традиции. В общей композиции Павловского дворца архитектор Камерон следовал
традиционной схеме русского усадебного дома. Композицию плана центрального дома можно
сопоставить с типом дома, сложившимся в более ранних постройках Казакова и Старова.
|
Дворец в Павловске
Дворец в Павловске план 2- ого этажа
Дворец в Павловске фасад
Дворец в Павловске - разрез
|