Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в подмосковной царской усадьбе на берегу Москвы-реки, была одним из первых сооружений такого рода. По своей высоте (около 62 м с крестом) церковь в Коломенском превосходила все предшествующие ей высотные сооружения в русской архитектуре. Высотная архитектурная композиция коломенской церкви в своей основе связана с народными традициями деревянного зодчества, что подтверждает летопись, отмечая, что она построена "вверх на деревянное дело".
Церковь Вознесения в Коломенском была построена в 1532 г., как предполагают, в честь рождения долгожданного наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Крестообразный план церкви имеет прямоугольные выступы со всех сторон, по ширине равные половине стороны основного квадрата. Особенность плана составляют строгая центричность и отсутствие в нем существенного признака культурного здания - апсид. Он напоминает план древних деревянных церквей "о двадцати стенах".
Здание выстроено из кирпича (средний размер 30*14*8 см) Почти все архитектурные детали выполены из белого камня. Вертикальный объем расчленен по высоте на три части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и, наконец, шатер с плоской главкой на небольшом барабане. Конструктивный прием перехода от четверика к восьмерику сходен с системой ступенчатых арок: в углах четверика устроены разгрузочные арки, переброшенные с опоры на опору и стянутые кольцом железных связей. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. Устройство светового восьмерика и двойных угловых оконных проемов обусловливает равномерную освещенность внутреннего пространства церкви. Внутреннее помещение храма, вследствии большой толщины стен,занимающих около 2/3 площади застройки, незначительно. Массивные стены здания дали возможность устроить в их толще хорошо освещенную лестницу, которая у основания шатра продолжена железной цепью, позволяющей подниматся до самой главки башни.
Скульптурность и динамичность архитектурного образа сооружения достигнуты благодоря тому, что отдельные объемы башни не имеют явно выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, а плавно переходят один в другой при посредстве промежуточных композиционных звеньев - закомар и кокошников. Архитектурный образ ооружения, простой и ясный, стремительный и монументальный, резко отличается от композиции культовых построек более раннего времени.
Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Тип стройной высотной композиции в ансамбле стал с этого времени харатерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.
|
Церковь Вознесения
восточный фасад церкви
план церкви
|