Успенский собор кремля является таким же известным и символическим для Москвы, как, например, желто-черная окраска логотипа для оператора сотовой связи Билайн-Москва.
Впервые об одном из шедевров русской архитектуры упоминается в связи с похоронами погибшего в Орде от руки князя Твери Дмитрия Юрия Даниловича. В летописях сообщается, что тело Юрия положили в деревянном гробу в «церкви святыя Богородица честнаго Успения». В 1913-ом году при реставрации собора был вскрыт пол алтарной части, и там обнаружили склеп, который посчитали гробницей Юрия. Большое количество могил было обнаружено и под центральной частью современного Успенского собора. Таким образом, были получены доказательства, что знаменитому архитектурному сооружению уже много веков.
Успенский собор был торжественно заложен в 1326-ом году митрополитом Петром. Идея строительства принадлежала Ивану Калите - брату уже упомянутого нами Юрия.
Собор простоял около 150-ти лет, но пришел в сильно обветшалое состояние. К тому же он часто подвергался пожарам, отчего пришел совсем в плачевный вид. Поэтому в 1472-ом году был заложен новый собор (уже митрополитом Филиппом). Собор должен был повторять форму Владимирского, но быть больше его по размерам. Реализовать эту идею взялись малоизвестные мастера Кривцов и Мышкин. Сооружение, действительно, получилось внушительных размеров. Но в 1474-ом году, когда работы были почти закончены, внезапно обрушилась одна часть собора. Раскопки второй половины 20-го века выяснили причину сего печального события. Оказалось, что известковый раствор, применяемый мастерами, был слишком жидкой консистенции, что и привело к обрушению.
Восстановить обрушенный собор предложили известному тогда итальянскому мастеру из Болони - Аристотелю Фиораванти. Архитектор приступил к работе сразу по приезду в Москву в 1475-ом году. Остатки стен Кривцова и Мышкина были быстро разобраны, на их месте началось возведение новых. Фиорованти использовал и новые для местных мастеров способы работы (например, обжиг кирпича и способ приготовления раствора), и интересные архитектурные находки. Завершившееся строительство в 1479-ом году поразило величественным новым собором.
Какова же архитектура Успенского собора? Она достаточно необычна для традиционного русского зодчества. Это 6-тистолбное пятиглавое сооружение. Сразу бросается в глаза математичность здания, что не было характерно для типичных сооружений русских зодчих. Здесь не используется традиционная крестово-купольная система, когда части здания перекрываются сводами, образующими крест, при этом центральные членения по ширине больше боковых. В Успенском соборе одинаковые крестовые своды перекрывают одинаковые же квадратные ячейки. А крест образуют ребра свода. Восточные столбы собора - квадратные, их два. Четыре других столба - круглые. К столбам квадратной формы примыкает алтарная перегородка, и вместе они отделяют восточную часть здания. Получается, что восточная и западная части здания неравноценны. Это подчеркивается и добавлением двух дополнительных столбов, расположенных в пролете между арками. Они переброшены к восточной стене. Введение южного и северного столба преследует разные цели. Южный столб необходим для поддержки сводчатых перекрытий. Поэтому его введение абсолютно оправдано. Северный же функционального значения не имеет и добавлен лишь для симметрии.
Задача Фиораванти усложнялась необходимостью включить в сооружение обязательных для православного храма аспид. Чтобы выйти из положения, мастер сделал их глубокими и выдвинутыми в восточную часть собора. Каждую из пяти аспид с боковой наружной части прикрывают маленькие стенки. В наименьшей степени, чем расположение аспид, для Фиораванти представляло сложность сохранить единство между равномерно расчлененным пространством собора и пятиглавием здания, которое нужно было повторить по подобию Владимирского храма. Пятиглавие Успенского собора Московского кремля смещено к востоку (в соответствии с традицией). Средний и угловые барабаны располагаются над ячейками, одинаковыми по размеру. Находятся они на одной высоте, а восточные отделены иконостасом. В итоге получается, что центричность композиции характерна лишь для внешней части здания. Этот прием взят из крестово-купольной системы храма. Но там все естественно, потому что угловые членения уже средних. Фиораванти же пришлось применить хитрость и изобретательность. Если смотреть на Успенский собор с внутренней части, то видно, что отверстия в куполе одинаковых размеров. Диаметр же центрального барабана значительно больше. Образовавшееся «лишнее» пространство итальянский зодчий предполагал использовать, как тайник. Например, в случае опасности туда можно было перенести церковную казну через крышу.
Несмотря на все нюансы и технические тонкости, здание оставляет ощущение целостности внутреннего пространства.
Если говорить о внешнем виде собора, то здесь все более традиционно. Лопатки делят фасады на равные части. Северный и южный фасады поделены на четыре части, а восточный и западный - на три. Декор поражает своей скромностью. Стены гладкие и прорезаются лишь поясом с щелевидными окнами (такой вариант позаимствован у того же Владимирского собора). Окна верхнего ряда сильно подняты. А вот аспиды немного понижены по отношению к основному объему.
Что касается технических особенностей, то здесь тоже есть, на что посмотреть. Фундамент Успенского собора представляет собой явную антисейсмическую конструкцию. Скорее всего, это связано с землетрясением, которое считали одной из причин обрушения здания Мышкина и Кривцова.
При построении собора была использована смешанная техника (белый камень и кирпич). Черный пол клали из кирпича, причем, не всегда цельного ради экономии. А чистый пол - из белокаменных плит в форме ромба. Кирпич использовали и для строительства алтарной части собора. Такая смешанная техника, во-первых, придавала конструкции большую прочность, во-вторых, значительно ускоряла темпы работ.
Нижняя часть собора состоит из 10-ти окон четверика и 7-ми окон алтарных полукружий. В центре западного фасада Фораванти построил еще одно окно нижнего света - восемнадцатое. В дальнейшем оно очутилось под кровлей западной паперти. Но интересно, что это было единственное окно нижней части, которое не подверглось растеске в результате ремонта 1683-го года.
Большой интерес для специалистов представляют своды здания. Двенадцать равных частей были перекрыты таким образом: семь из них перекрыли крестовыми сводами, а пять - барабанами. Можно делать вывод, что в строительстве архитектурных сооружений Москвы крестовые своды впервые были применены именно Аристотелем Фиораванти.
В настоящее время собор полностью покрыт медными кровлями из полосового железа кузнечной работы. Под кровлями располагаются обширные чердаки.
В 1979-ом году отмечался 500-летний юбилей Успенского собора Московского кремля. К юбилею был выпущен альбом, и состоялась конференция, материалы которой выпустили потом в виде сборника статей, посвященных храму.
Сегодня Успенский собор, который прошел уже более чем столетний пусть реставрации и пережил различные периоды в истории нашей страны, совмещает две функции - и храма, и музея. С 1991-го года в соборе возобновились праздничные богослужения, а статус музея закреплен официально на государственном уровне. Сегодня любой желающий может посетить Успенский собор и насладиться его красотами. На наш взгляд, поход в музей будет прекрасным подарком. Конечно, можно преподнести более современный сюрприз в тарифа сотового оператора Мегафон-Москва или МТС "Безлимитный по Москве" ну или жи, например, сертификата в салон красоты. Но, думается, что посещение Успенского собора (или других достопримечательностей столицы) оставит больше впечатлений и неизгладимый след в душе как жителей Москвы, так и туристов.
|