Древнейшим хорошо сохранившимся памятником архитектуры древнерусского государства является собор Софии в Киеве (строительство 1017- 1037 гг.), который был центральным общественным зданием Киева.
Киевская София была в своем первоночальном виде пятинефным крестовокупальным зданием. Крестообразные столбы, толщина которых равна толщине стен, расчленяют здание на части, образующие в совокупности глубоко продуманную и гармонически уравновешенную композицию. Наиболее высокая центральная крестообразная часть здания, в которую большими арками открываются три главные алтарные апсиды, окружена с трех сторон дополнительными помещениями с хорами. Вокруг центрального купола сгрупированны двенадцать малых куполов. Последние, а также цилиндрические своды концов креста ступенями поднимаются по направлению к главному куполу. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочная галерея на крестообразных столбах, верхняя открытая площадка которой была расположена на уровне хор. Наружный архитектурный обьем Софии в ее первоначальном виде имел расчленненую пирамидальную центрическую композицию. Начиная от наружной галереи, архитектурные массы здания нарастали к центральному куполу ступенями, образованными ярусами закомар, повышавшимися к центру барабанами куполов и апсидами.
Кладка стен киевской Софии близка к кладке стен Десятинной церкви. Стены здания - кирпичные, полосатые, с прокладками, состоящими из нескольких рядов камня. Древняя свинцовая кровля была положена прямо на своды, выложенные из кирпича.
В основании сводов и арок были помещенны деревянные связи, покрытые цветным живописным орнаментом.
Наружные стены были оживленны живописным рисунком самой кладки, в который вплетались простые орнаментальные кирпичные фризы, а также уступчатыми нишками и отверстиями дверных и оконных проемов. В интерьере хоры ограждены поставленными между лопатками столбов и стен монолитными пряиоугольными плитами из красного шифера, покрытого плоским резным орнаментом. Мозаичные полы состояли из разноцветной смальты, которая была уложена на слое цемяночного раствора и образовывала орнаментальные рисунки из треугольных и четырехугольных кусочков, вкомпонованных в круги и ромбы.
Живопись покрывает все внутренние стены и своды храма. Русской особенностью является выделение при помощи мозаики центрального купола и главной апсиды.
Величественный интерьер Софийского собора, яркий и радостный благодоря многокрасочному убранству, поражал крестьянина и горожанина XI в. своими масштабами, роскошью и великолепием.
|
Собор Софии в Киеве
Часть интерьера
План собора
Восточный фасад собора |