Архитектура России

Архитектура

История архитектуры

       

 

Архитектура

Крепости (кремль)
Монастыри
Дворцы
Усадьбы
Соборы
Церкви
Палаты
Дома
Колокольни
Башни
Памятники архитектуры
Архитектура Москвы
Архитектура Питера
Архитекторы
Словарь терминов
Статьи

 

 

 Архитектура -> Архитекторы -> А.В. Щусев

 

А.В. Щусев

А.В. Щусев (1873-1949 гг.), глубже, чем кто либо из его современников, понимал сущность древнерусской архитектуры. В своих ранних церковных и гражданских постройках он следовал образцам архитектуры Новгорода и Пскова; таковы постройки Марфо-Мариинской общины в Москве на Большой Ордынке, собор Почаевской лавры, кельи монастыря в Овруче, русская гостиница в Бари (Италия). Сюда же относитяс и уерковь в Натальевке, в которой обычная для Новгорода общая композиция здания сочетается с богатыми резными украшениями фасадов в духе рельефов собора в Юрьеве-Польском, и храм-памятник на Куликовом поле, где соединены мотивы русской цереовной и крепостной архитектуры. В других своих постройках Щусев использовал мотивы московской архитектуры конца XVII в., примерами чего могут служить Русский павильон на выставке в Венеции и Казанский вокзал в Москве.

     Щусев обнаружил прекрасное знакомство с памятниками даревнерусской архитектуры, основанное на их глубоком изучении: он работал и как архитектор - реставратор, востанавливая Васильевскую церковь в Овруче, и как историк русской архитектуры, писавший об архитетуре Новгорода и Пскова. Он показал умение выделять в древнерусской архитектуре наиболее народные, прогрессивные, ценные и для нового времени черты: правдивость композиций, вытекающей из назначения зданий, а не из канонических приемов; правдивость форм, отвечающих строительным материалам; умение в одних случаях достигать большой выразительности при помощи простейших архитектурных средсвт, а в других - соединять в неразрывное, гармоническое целое сложную композицию здания и его богатую детальную обработку.

     В отличие от архитекторов второй половины XIX в., механически соединявших разные по своему характеру формы и композиционные приемы, Щусев считал главным в здании выражаемую им "руководящую идею" и подчинял последней и общую композицию, и отдельные формы здания.

     Это позволяло ему без нарушения цельности впечатления соединять в одном здании элементы, свойственные разным школам русской архитектуры, и применять рядом с ними и новые конструктивные и архитектурные приемы.