Ростовский кремль.
Создание крупнейшего архитектурного ансамбля XVII в. - Ростовский митрополии, или, как его обычно называют, Ростовского кремля, является образцом воплощения единого художественного замысла. В планировке Ростовского кремля мы наблюдаем существенную особеность - организацию всего архитектурного ансамбля вокруг свободной от застройки центральной площади, с церквами, размещенными между башнями над проездами окружающих стен, - планировочный и композиционный прием, впервые разработанный ростовским мастером Григорием Борисовым еще в середине XVI в. при строительстве Борисоглебского монастыря близ Ростова.
Однако в Ростовском кремле этот новый для монастырской архитектуры принцип планировки не повторен механически. Существенно новая особеность Ростовского кремля - это отсутствие здания главного собора в его центре: старый собор остался за кремлевскими стенами. Обилие хозяйственных и служебных построек создает ансамбль обширной усадьбы церковного феодала, которой придали внешний облик русского кремля. Центром кремля является открытая площадь, на которой был устроен сад с небольшим квадратным прудом, а все постройки, в том числе и церковные, связаны между собой переходами, примыкают к окружающим стенам и распологаются вокруг центральной площади.
Наиболее значительным гражданским сооружением внутри кремля является большой одностолпный зал плошадью 300 м2 - Белая палата (1672 г.), служившая для торжественных приемов и напоминающая грановитую палату Московского Кремля, в отличие от которой она имеет не квадратный а круглый в плане столб. Жилые покои митрополита выходили фасадом на центральную площадь кремля. С южной стороны к ним примыкали домовая церковь Спаса на Сенях и парадный зал Белой палаты. Юго-западный угол центральной площади занимал несохранившийся комплекс построек "для пришествия государского" с большой столовой - одностолпной Красной палатой. Многочисленный служебные и хозяйственные постройки были сосредоточены на особом дворе в юго-восточной части усадьбы и занимали также все подклетные помещения церквей и палат, сохранивших остатки построек более древнего времени.
Нарядное декоративное убранство Ростовского кремля - в виде ширинок с цветными изразцами, богатых наличников, обрамляющих окннные проемы, разнообразных фигурных украшений ворот - свидетельствует о влиянии московской узорочной архитектуры. Все это сложное декоративное убранство выполнено из кирпича и достигает особого совершенства в архитектуре ворот Борисоглебского монастыря близ Ростова.
Ансамбль Ростовского кремля, окруженный высокими стенами и башнями, расположен в центре города на берегу озера Неро, с которого открывается прекрасный вид на город. В отличие от городских кремлей XV-XVI вв. Ростовский кремль не был рассчитан на оборону, и его крепостные сооружения представляют собой господствующий в силуэте города живописный архитектурный ансамбль усадьбы церковного феодала, своеобразную попытку средствами архитектуры подчеркнуть концепцию главенствующей роли церкви.
|
Крепость Ростова
план крепости
Белая палата Ростовского кремля
|