Архитектура России

Архитектура

История архитектуры

       

 

Архитектура

Крепости (кремль)
Монастыри
Дворцы
Усадьбы
Соборы
Церкви
Палаты
Дома
Колокольни
Башни
Памятники архитектуры
Архитектура Москвы
Архитектура Питера
Архитекторы
Словарь терминов
Статьи

 

 Архитектура ->  Статьи -> Модели ВУЗов

 

Модели ВУЗов

Образовательные учреждения делятся не только на виды, направления и форм собственности, но и модели. Если углубиться в историю, то споры о моделях высших образовательных учреждений разгорались начиная с начала 19 века. Тогда две основных модели - наполеоновская школа и немецкая – боролись между собой и доказывали свое превосходство. Немецкая школа (модель) характеризуется авторитарностью, как и все немецкое – педантичностью и строгостью. Наполеоновская школа более притягивала к себе своей демократичностью, диалоговостью, исследовательским подходам ко всему.

Конечно, во все времена учебные заведения отражали конфирмацию того государства, в котором они находились и для которого они и обучали будущих специалистов. Самый первый европейский ВУЗ в полном смысле этого слова – Константинопольский – в своем устройстве равнялся на древнеримские атенеи, так как ничего своего, самобытного тогда просто не было.

Другой университет – один из старейших в мире (построен в 859 году н.э.) в г. Аль – Каруин с самого начала строил свою модель обучения на исламских принципах отношения к жизни и образованию.

С течением времени европейские ВУЗы стали постепенно меняться и развиваться по разным направлениям – строгой и педантичной немецкой, и лояльной к свободомыслию и поощрявшей диалоги, непрерывные занятия по анализу и самоанализу, французской. В России, после введение императором Петром 1 европейских принципов жизнеустройства общества и образования в частности, высшие учебные заведения строились на разных принципах обучения, моделях. Какой-то определенной модели ВУЗов нет в России до сих пор. Отличия в модели не предполагает отличия в самом образовании – везде одно и тоже, и та же дипломная на заказ может быть использована и в ВУЗе со строгими принципами методологии, и в университете с демократичной моделью.

За рубежом отношение ВУЗа к той или иной модели предопределялось теми, кто его основывал. Например, Кембриджский университет основан людьми, которые приехали из Оксфорда – поэтому любой ВУЗ, будь то хоть ММА им. И. Сеченова, хоть Новосибирский госуниверситет – то есть такой, начало которому положили преподаватели и руководители из другого ВУЗа, всегда будет «кембриджской модели».
Какие модели на сегодняшний день наиболее распространенные в мире?

Модели 19 века к современным ВУЗам в полной мере подходят мало. Современные образовательные учреждения высшего профессионального образования – это массовые и поточного метода заведения, поэтому сохранить в «чистом виде» принципиальную модель крайне сложно. Скорее, по меркам 19 века, современный ВУЗ – это нечто среднее между немецкой моделью, французской и «кембриджской».