Полукруглая чугунная ограда Казанского собора имеет большое самостоятельное
художественное значение и представляет собой выдающееся произведение Воронихина. Прозрачное
поле тонких вертикальных стержней решетки украшено крупными ромбовидными вставками
кружевного рисунка, сквозным орнаментальным фризом поверху и завершено зубцами. Ромбовидные
вставки разделены надвое в местах примыкания звеньев к каменным столбам ограды и в
сочетании с непрерывной лентой фриза зрительно объединяют отдельные части ограды в единый
монументальный полукруг чугунного кружева решетки. Богатство тонкой разработки чугунных
звеньев, построенное на контрастном противопоставлении насыщенного рисунка вставок и фриза
легчайшему ажуру вертикальных прутьев, подчеркнуто простыми формами дорического ордера
массивных каменных столбов и глухого цоколя ограды. Общая длина решетки составляет 153 м.
Разработку отдельных частей колоннады собора Воронихин подчинил ее роли основной
организующей формы в ансамбле площади. Сильным выносом относительно крупного карниза и
богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркнул горизонталь колонного полукружия. Широкому
развороту колоннады отвечает и укрупненная трактовка капителей колонн, высокий рельеф их
акантов, сильный относ волют и абаки. Крупные формы ордера придают колоннаде выражение
большой мощи. Это особенно явственно ощущается в разработке торцов колоннады, образующих
широкие порталы сквозных проездов; укрупняя формы, Воронихин дал в них архитравное
перекрытие, отказавшись от традиционного мотива арки. Горизонталь прямых перекрытий этих
порталов и прямые линии аттиков, которым вторят горизонтали скульптурных фризов,
ритмически ориентируют развитие всей композиции вдоль Невского. Требованию цельности общего
полукружия колоннады подчинена и трактовка центрального портика, где вопреки канону
Воронихин продолжил в антаблементе полностью весь профиль карниза, включая и его венчающую
часть.
Выразительности монументального целого в облике Казанского собора способствует тонко
найденное соотношение главенствующего и подчиненного мотивов: колоннады и купольного
завершения собора, с относительно скромной обработкой барабана простыми пилястрами.
Стволы колонн, капители и балюстрада на колоннаде, а также скульптурные детали
выполнены из пудостского камня. Общая высота наружных колонн 12,87 м. Колоннада и портики
имеют архитравное перекрытие. Проезды по концам колоннады перекрыты сомкнутым сводом
пролетом 7,8 м. Подобное перекрытие столь большого пролета было смелым конструктивным
нововведением Воронихина. Конструкция свода была предварительно проверена по модели
в одну треть натуральной величины и подвергнута экспертизе комиссией во главе с
крупнейшими зодчими этого времени И. Е. Старовым и А. Д Захаровым. Все фасады собора
облицованы пу достским камнем, затертым во избежание выве тривания тонким слоем алебастра.
Здание окрашено известковой краской под цвет натурального камня.
Для выполнения скульптур собора Воронихин привлек лучших ваятелей; среди них И.
Мартос, С. Пименов, И. Прокофьев — авторы больших бронзовых статуй, стоящих в нишах у
северного входа. Скульптурные фризы на аттиках над проездами— работы Мартоса (левый) и
Прокофьева (правый).
Внутреннее пространство собора раскрывается как торжественный зал большого
общественного здания. Двойные ряды колонн коринфского ордера несут цилиндрический,
кессонированный свод средних нефов — продольного и поперечного. Перекрытия малых боковых
нефов разделены архитравами на ряд квадратов с пологими сводиками. Внутренний ордер собора
дан облегченных пропорций. Стройные, тонко разработанные капители, спокойная гладь
архитрава и некрупный карниз способствуют выразительности мощного и легкого свода
(пролетом 11,4 м). Свет, многократно отраженный в полированном граните монолитных колонн и в
позолоте капителей, наполняет все огромное пространство собора, усиливая ощущение большого
простора его нефов. Четыре пилона на скрещении нефов служат опорами парусных сводов, на
которых покоится барабан купола. Купол имеет три оболочки. В нижней, внутренней, сделано,
как в Голицынской больнице Казакова, широкое круглое отверстие диаметром 6,4 м; над ним в
глубине исполнена роспись, освещенная люнетами в основании купола. Это создает ощущение
свободного парения купола и зрительно расширяет пределы подкупольного пространства; высота
последнего от пола до верха второго купола составляет 48 м, общая высота с куполом и крестом
62 м. В конструкции купола Воронихин впервые применил чугун, а также железо.
Устремленностью ввысь центральной, подку-польной, части собора, большой
протяженностью залитого светом главного нефа, богатством перспективных картин его стройных
колоннад зодчий создал ощущение свободного развития обширного внутреннего пространства
собора, связал интерьер здания и его внешние формы в композиционное и ритмическое целое.
Полукольцо наружной колоннады мощно завершает эту композицию и вместе с тем несет в себе ее
гармоническое разрешение в архитектуре площади, являя собой образное утверждение идеи
архитектурного единства здания и города.
Казанский собор в целом — замечательное произведение великого русского архитектора,
который поднял искусство ансамбля в градостроительных приемах архитектуры на новую, более
высокую ступень реалистического мастерства по сравнению с предыдущим временем.
предидущая страница
|
Казанский собор
|