Замечательным произведением русской архитектуры времени Всеволода является четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный Дмитриевский собор — дворцовая церковь, построенная в 1194—1197 гг. при княжеском дворце во Владимире. На его наружных стенах впервые появляется очень большое количество рельефов, покрывающих всю верхнюю половину стен, начиная от аркатурного пояса.
Дмитриевский собор — одно из лучших произведений владимиро-суздальского зодчества, занимающее наряду с церковью на Нерли выдающееся место в истории мирового искусства.
Дмитриевский собор как в плане, так и в наружном объеме сходен с церковью на Нерли, но отличается более массивным и статичным объемом. В дворцовом храме получили широкое применение белокаменные резные рельефы, восходящие к народной резьбе по дереву, украшавшей жилые здания того времени. Содержание их проникнуто народными сказочными и былинными образами, которые переплетаются с мотивами христианских легенд. Подобно «Слову о полку Игореве» его современник — Дмитриевский собор — обогащен в украшающих его рельефах сказочными образами, наполненными представлениями, восходящими еще к временам язычества.
Прекрасно по своим пропорциям расчленение наружного архитектурного объема здания. В трехчастном делении стен преобладает среднее деление, в котором помещен портал. Архитектурные массы здания постепенно становятся легче по направлению кверху: тяжелый нижний ярус, облегченный верхний ярус с многочисленными рельефами и, наконец, наверху легкий барабан, завершающий здание. Барабан стоит на прямоугольном постаменте, похожем на постамент под барабаном Успенского собора. Купол сохранил свою раннюю форму. Обилие декоративных деталей придает зданию нарядный, торжественный характер.
Интерьер собора, реставрированный в последние годы, особенно прекрасен. Каждая часть его необходима с точки зрения функционального назначения: четыре столба несут купол, отделяют алтарную часть и несут своды хор, связанные первоначально деревянными переходами с близлежащим дворцом. Немногочисленные простые архитектурные формы — стены, столбы, подкупольные арки и арки, расположенные со стороны хор, — уравновешены и гармоничны, образуя все вместе сложную композицию, проникнутую замечательным единством.
Через некоторое время после постройки собора к нему была пристроена лестничная башня, похожая на аналогичную башню в Боголюбове. Она связывала хоры собора с помещениями дворца, расположенного по соседству.
В гармонической форме Дмитриевский собор воплощает современный ему идеал красоты и величия, проявившийся в кристаллической ясности архитектурной композиции здания, в торжественном и нарядном декоративном убранстве, в спокойной и величавой монументальности его архитектурного образа, отразившего прогрессивную идею единства русской земли.
Сравнение архитектуры Дмитриевского собора и церкви Покрова на Нерли с современными им памятниками западноевропейской романской архитектуры наглядно обнаруживает яркое своеобразие и высокое художественное совершенство владимирских памятников, обусловленное удивительно гармоническим равновесием архитектурных форм, глубоко отличных от сильных и выразительных, но тяжеловесных и угловатых объемов романских зданий.
детали каменной резьбы
Дмитриевский собор - южный фасад
|
план
разрез
деталь аркатуры
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор - фасад
|