Дворец в Коломенском, строительство 1667-1668 гг., архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
Наиболее ярким примером деревянной дворцовой архитектуры был дворец в селе Коломенском под Москвой. Построенный в 1667-1668 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым, он был частично перестроен в 1681 г. Саввой Даментьевым, заменившим башню-повалушу царских хором новой столовой избой. Спустя 100 лет после его постройки дворец был разобран "за ветхостью"
Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и четырех - для царевен. Все хоромы были связаны переходами между собой, а также с подсобными помещениями и дворцовой церковью. Каждые из этих хором были трех - или четырех - этажными, состояли из ряда клетей со своими сенями, наружными крыльцами и разнообразными покрытиями - шатрами, поставленными нередко по два и по три, простыми и крещатыми, бочками и кубами. Живописности и сложности композиций здания отвечала обработка фасадов, где были богато украшены резьбой подзоры кровель, крыльца, галереи и наличники окон. В хоромах царя, царицы и царевича фасады были обшиты тесом, что в народной деревянной архитектуре тогда не применялось, так же как и внутренняя орнаментальная и сюжетная роспись стен и потолков.
Окруженный каменной оградой, дворец вблизи мог быть обозреваем только по частям, и то одна, то другая часть его приобретала значение композиционного центра, создавая разнообразные, сменявшие одна другую картины, ообъединенные между собой повторением деталей. Единству архитектурного облика дворца способствовала и одинокая композиция фасадов всех хором, с мощными нижними этажами-подклетами, со стенами, прорезанными волоковыми и красными окнами, с более легкими благодоря применению одних красных окон вторыми этажами и совсем легкими третьими этажами - чердаками с каркасными стенами и сплошным рядом окон, разделенных тонкими стойками. Такая композиция фасадов наделяла хоромы большой легкостью, а сложность плана и объемной композиций, разнообразие покрытий, богатство наружных украшений и раскраска в разные цвета этих украшений и краш придавали дворцу сказочное великолепие.
Многое в архитектуре этого дворца - компоновка здания из отдельных срубов, подклеты, наружные крыльца, сочетание волоковых окон с красными, форма покрытий и т.п. - было известно и в более ранних постройках - избах и церквах. В нем отразились и народная культура, и культура господствующего класса, здесь мастера из народа средствами народной архитектуры создали целое, отвечавшее запросам и вкусам богатого заказчика.
|
Дворец с гравюры Гильфердинга
План дворца
|