Большой дворец в Царском селе, перстроен в 1752-1757 гг., архитектор В.В. Растрелли
Царскосельский дворец отличался исключительным великолепием пластической и декоративной обработки. Богатейшие лепные украшения, фигуры атлантов, маскароны, кронштейны, картуши, наличники сложного рисунка, гирлянды и, наконец, декоративная скульптура на постаментах балюстрады вызолоченной крыши здания блестели позолотой, дополняя основной декоративный мотив фасадов дворца - красочный контраст белых колонн и лазурно голубого поля стены.
Стремление к ослепительной роскоши с еще большей силой сказалось во внутреннем убранстве дворцовых помещений, отделанных со сказочной пышностью и блеском. Такие помещения Царскосельского дворца, как первая, вторая и третья "антикамеры", дворцовая церковь и в особености Большой, или Тронный, зал, сохранявшие отделку Растрелли, были подлинными шедеврами русского декоративного искусства XVIII в. Обработанный в простенках зеркалами и золоченой резьбой, залитый светом Большой зал предназначался для торжественных парадных приемов. Этот зал был одним из высших художественных достижений европейской архитектуры в области парадного дворцового интерьера.
Большое значение в декоративной отделке интерьеров дворца имела деревянная резьба. Резные картуши, волюты, сидящие фигуры амуров, легкие гирлянды цветов, обрамление дверей и окон, великолепно прорисованные и прекрасно выполненые, сверкая позолотой, украшали помещения дворца. Деревянная резьба была исполнена резчиками Канцелярии строения, Адмиралтейства, московскими мастерами; сохранились имена художников-резчиков Петра Валехина, Дмитрия Сакулисного, Ивана Сухого и др.
Ко дворцу примыкали регулярные сады. С востока прилегал так называемый Старый сад. В центре старого сада, на продолжении главной оси ансамбля, был построен Эрмитаж - наиболее крупный и значительный в художественном отношении из парковых павильонов середины XVIII в. К западу от дворца, симметрично по отношению к той же оси, был распланирован Новый сад. Его центральная аллея переходила в главную аллею "Зверинца", заканчивавшуюся павильоном "Монбижу", построенным С.И. Чевакинским. Архитектурный характер композиции Царскосельского парка со строгой симметрией его плана подчеркивался фигурной подстрижкой деревьев, геометрически правильным рисунком боскетов, газонов, площадок и водных пространств - прудов, бассейнов и каналов.
В Большом Царскосельском дворце получили законченное выражение характерные черты дворцовой архитектуры середины XVIII столетия: монументальная простота объемного построения здания и декоративная насыщенность его красочных многоцветных фасадов; крупный ордер колонн, как бы выступающих из тела здания, придающих особую мощь и пластическую выразительность всем фасадам дворца; анфилады роскошных покоев с завершающим их великолепным главным залом.
Но значение Царскосельского дворца не ограничивается тем, что он является совершенным образцом архитектуры загородной резиденции середины XVIII в. Созданный Растрелли Большой Царскосельский дворец - замечательный памятник эпохи. В его празднично приподнятом образе, в торжественной патетике его архитектурного строя со всей силой звучит утверждение новой русской культуры, роста страны и ее государственной мощи.
|
Царскосельский дворец
Тронный зал
План дворца
Генеральный план дворца
|