Строительство Академии художеств проводилось архитектором Кокориновым в 1764-1772 гг. на набережной Невы по проекту, разработанному им при участии архитектора Деламота.
В противоположность богатству архитектуры середины XVIII столетия фасады здания Академии художеств отличаются простотой и четкостью членений, сдержаностью декоративного убранства. Обработка стен отчетливо выявляет основные членения фасада, построенные по ордерной системе. Следует отметить, что колонны, пилястры и другие элементы ордерной системы не служат здесь средством декоративного убранства или пластического обогащения стены, а выявляют архитектоническую основу здания, подчеркивают членения по этажам, выделяют наиболее ответственные места в композиции сооружения и т.п. Нижний, рустованный этаж с арочными окнами трактован как массивный цоколь, два верхних объеденены колоннами и пилястрами дорического ордера. Однако и здесь граница между этажами не теряется, а подчеркивается при помощи меандра. Сильно подчеркнуты горизонтали венчающего и цокольного карнизов. Три портика главного фасада, состоящие каждый из четырех свободно стоящих колонн, контрастно выделяются на плоскости стены, расчленненой пилястрами. Центральная ось главного фасада подчеркнута фронтонным завершение портика с античными скульптурами между колоннами и куполом, первоначально увенчанным скульптурной группой, а также выступами нижнего этажа центра и заглублением верхних этажей в портике.
Построение строго симметричного геометрически правильного плана здания рационально связано с его назначением. Основные помещения размещены по сторонам прямоугольника (140*125 м); в центре расположен большой круглый парадный двор, по сторонам его - малые служебные дворы. Обширное пространство центрального парадного двора, связанного открытым проездом с улицей, соответствует внушительности внешнего фасада сооружения. Во втором этаже корпуса на Неву размещались основные парадные залы. Рабочие помещения, идущие по периметру здания, связаны между собой коридорами, обращенными в сторону дворов.
Из интерьеров Академии художеств наибольший интерес представляет вестибюль, парадная лестница, перекрытый куполом круглый в плане конференц-зал, расположенный по главной оси сооружения, и продольные залы, выходящие на набережную Невы. Крупный масштаб и простая схема построения здания Академии художеств, четкие пропорции и ясная пластика его фасадов хорошо связаны с просторами Невы и с горизонтальными линиями набережной.
Ясность во взаимодействии отдельных элементов здания Академии художеств, гармоническая уравновешенность композиции, господство строгих прямых линий, геометрическая правильность, симметричность планов и строгость пропорций - все это свидетельствует о сложении нового понимания архитектурной выразительности и красоты. Впечатление, производимое зданием Академии художеств, связано с ощущением внутренней гармонии, пронизывающей весь архитектурный организм. Художественный образ здания был призван выражать в архитектуре то понятие "рационального" и "разумного", которое соответствовало художественным взглядам передовых слоев русского общества того времени, проникнутых идеями просветительства и гражданственности. Использование в этой постройке новых приемов вполне отвечало задаче создания сооружения для нового, прогрессивного для того времени учреждения, имевшего большое значение в развитии русского национального искусства.
Вместе с тем здание Академии художеств имеет еще и элементы архитектуры, являющиеся данью вкусам прошлого, о чем свидетельствует, например, криволинейность выступов центрального ризалита, образующих сложную, полную напряженной динамики форм композицию.
|
Академия художеств
вестибюль
Академия художеств
план здания
|