Архитектура России

Архитектура

История архитектуры

Архитектура

Крепости (кремль)
Монастыри
Дворцы
Усадьбы
Соборы
Церкви
Палаты
Дома
Колокольни
Башни
Памятники архитектуры
Архитектура Москвы
Архитектура Питера
Архитекторы
Словарь терминов
Статьи

Архитектура -> Дворцы -> Зимний

Зимний Дворец

Зимний дворец

Зимний Дворец, строительство 1754-1764 гг., архитектор В.В. Растрелли

В зимнем Дворце перед зодчим стояла задача: построить дворец, который по своему значению и архитектуре должен был господствовать в ансамбле столичного города. Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором.

Мощный архитектурный массив дворца Растрелли разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Со стороны Невы зодчий несколько выделил крайние части дворца отступом середины, центр которой лишь незначительно отметил входом, подчеркнув таким образом в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. С противоположной стороны Растрелли применил обратный прием ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади. В центре этого фасада находился главный въезд во внутренний парадный двор. Фасад со стороны адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними.

Богато и сильно разработана пластика фасадов Зимнего дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, со множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета.


Фасады дворца по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений.

Главный вход во дворец находился во внутреннем дворе против въездных ворот. Он вел к торжественной "посольской" лестнице в северо-восточной части дворца, откуда начиналась анфилада дворцовых залов. Эта главная анфилада, расположенная вдоль набережной Невы, приводила к большому прямоугольному тронному залу, занимавшему весь противоположный, северо-западный, угловой выступ здания. К парадным апартаментам примыкали личные покои, откуда совершался торжественный выход в тронный зал. Остальные помещения дворца, также прямоугольные в плане, образуют второстепенные анфилады. Залы Зимнего дворца были отделаны, как и в Большом дворце Царского села, с исключительной роскошью лучшими мастерами-декораторами. Начатая по проекту Растрелли внутренняя отделка дворца в дальнейшем велась другими мастерами.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, "для единой славы всероссийской", в его нарядном, праздничном виде, в ясности и простоте архитектурных масс, раскрывается художественно-композиционный замысел зодчего - глубокая архитектурная связь этого здания с городом, Невой, со всем характером окружающего городского пейзажа. "Раскрытая" композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространненого в архитектуре Западной Европы, в духе передовых идей русской культуры середины XVIII в. и национальных архитектурных традиций.

Здание Зимнего дворца сыграло видную роль в дальнейшем формировании центрального ансамбля столицы.

Зимний дворец в Петербурге
Зимний дворец

план дворца
План дворца