Архитектура России

Архитектура

История архитектуры

       

 

Архитектура

Крепости (кремль)
Монастыри
Дворцы
Усадьбы
Соборы
Церкви
Палаты
Дома
Колокольни
Башни
Памятники архитектуры
Архитектура Москвы
Архитектура Питера
Архитекторы
Словарь терминов
Статьи

 

 Архитектура -> Архитектура Москвы -> Царицинский ансамбль

 

Царицинский ансамбль

Царицинский ансамбль

Царицинский ансамбль строительство 1775-1785 гг. архитектор Баженов.

Царицинский ансамбль был построен Баженовым в качестве усадебного дворца в новой подмосковной резиденции Екатерины II.

      Следуя получившей в то время распространение западноевропейской моде на "готическую" старину в дворцово-парковой архитектуре, Екатерина поручила Баженову выстроить дворец в "мавритано-готическом вкусе". Однако Баженов исходным началом взял не готику, а древнерусские формы и, не повторяя, а творчески перерабатывая их в характере современных ему приемов, создал архитектурное произведение, поражающее своей новизной и оригинальностью. Царицынский ансамбль является характерным примером национально-романтических исканий, получивших распростронение в русской архитектуре второй половины XVIII в. наряду с ведущим классическим направлением.


      Используя современные ему приемы архитектуры классицизма и творчески претворяя традиции русского зодчества XVI-XVII вв., Баженов в Царицыне стремился создать образы, созвучные величественным и живописным ансамблям древнерусского зодчества. О русской архитектурной традиции нагляднее всего говорит в Царицыне как живописная трактовка зданий в сочетании с природой, так и архитектурная обработка отдельных сооружений и деталей, отличающихся здесь необычайной красочностью и узорчатосьтю и живо напоминающих детали и мотивы русской архитектуры XVII в.

     Для наружного облика баженовских сооружений в Царицыне характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне красного кирпича стен; Баженов предполагал также ввести в отделку фасадов в качестве орнамента и цветные поливные изразцы. Отдельные остроконечные готические формы шпилей, оконных стрельчатых арок и т.п., в свою очередь творчески подвергнутые Баженовым оригинальной пластической переработке, подчинены в общем ансамбле своеобразно русскому композиционному целому.


     Это своеобразие композиций в особенности ясно сказалось в генеральном плане дворца, для которого характерна свободная, живописная группировка отдельных небольших дворцовых зданий и павильонов; из них симметрично расположена только группа трех главных зданий. Основная часть зданий ансамбля распологается кольцом вокруг главного кавалерийского корпуса, составляющего узловой центр всей композиции. Часть зданий размещенна вдоль идущей по краю холма Березовой перспективы, которая продолжает подъездную московскую дорогу. Отдельные элементы регулярности в генеральном плане ансамбля друг от друга, с общностью в отношении их размеров и т.п., вносят единство и композиционную ясность в общее построение ансамбля. Но продуманность построения не нарушает общего свободного, как бы естественного характера всей планировки.

      В состав ансамбля входили здания различного назначения: два дворцовых корпуса, здания для свиты, так называемые кавалерийские корпуса, хозяйственный корпус - Хлебный дом, павильоны и беседки, Оперный дом, существовавшая ранее церковь и т.п. Кроме того, в состав ансамбля входили Фигурный мост, мост через овраг, Фигурные ворота. Панорама выполненная Баженовым в процессе проектирования в 1776г., дает общее представление о Царицынском дворце, как его задумал архитектор.


ворота и галерея
               Ворота и галерея


Ворота
                        Ворота


фигурные ворота
        фрагмент фигурных ворот